Блог для демонстрации Эгеи

Русский рисованный лубок

Мне попалась чудесная книжица про народный изобразительный примитив. Делюсь наблюдениями и показываю фрагменты книги «Русский рисованный лубок», Москва, 1992 год. Составитель Е.И. Иткина.

Вместо пропаганды старой церкви и порицания новой, предлагается сравнительный рисунок. Сколько деталей в указании различий: двое (трое) перстие, разные распятия, патриаршие жезлы, своды, архитектура, одежда прихожан. И даже половичок! А еще в обеих картинках наверху красиво выходят за рамки кресты.

Сравнительное изображение символики и атрибутов у старообрядцев (слева) и официальной церкви (справа).

На следующей картинке мы видим как соблюдается правильный порядок чтения: слева направо, сверху вниз. В левой верхнем углу — сцена сотворения. Видите, как мило Ева вылезла из Адама? А в правом нижнем — изгнание из рая.
Плохие сайты и газеты до сих пор заставляют человека крутить головой, скролить вверх-вниз страницы, терять нить повествования между абзацами. А староверы молодцы.

Сотворение человека. Изгнание из рая.

Не перестаю радоваться изобразительной наивности. Ева показывает пальцем на Змия, мол это всё он. И где она таких размеров дубовый листик нашла? На всю жопу, да еще и с вылетом. У Адама почему-то ошейник.

Плакат с певческим текстом. Знаки над буквами — это крюковые ноты. Так в одной типографике сочленены соли (песнопевческие ноты) и сам текст. Всё отчетливо видно и блок текста не разваливается.

Песнопение «Во святую и великую среду».

Наглядное пособие по изучение крюковых нот. Мы смотрим на таблицу, которая показывает, как устроена последовательность и высота солей.

Горовосходный холм.

Мне кажется, когда в глухой деревне человек обучался грамоте, он с бесконечным интересом разглядывал все эти лубочные плакаты. На следующей картинке старовер пренебрёг последовательностью чтения. Единица над тётей находится в правой части рисунка, и поэтому ее не легко найти сразу. Вроде бы не смертельно, но с другой стороны ничего не мешало флипануть рисунок слева на право.

Рассуждение о человеческом рождении, жизни и смерти.

В копилку еще один формат полезного плаката — календарь. Что такое месяцеслова я не знаю. А с версткой есть проблемы. Подписи колонок расположены на равном расстояние между этажами. И не сразу поймёшь к какому этажу они относятся, к верхнему или нижнему? А рисунок к левой или правой колонке?

Календарь месяцеслов.

А это календарь уже делал матёрый старообрядец. Здесь все однозначно подписано, красиво сверстано. Столбцы выразительно прямоугольные, как и формат плаката. Хорошо придумано, как незаметно 4 колонки превратить в 5. Подытоживающий столбец в правом нижнем углу содержит красивую таблицу. Даже иллюстрации в верхнем этаже подписаны однозначно. Учись предыдущий старообрядец!

Обратите внимание на лики персонажей. А теперь на череп на столе.

Иллюстрация к стихам С. Яворского «Взирай с прилежанием, тленный человече».

Как можно красиво нарисовать голову и при этом так смешно навалить лепешку в виде черепа? Казалось бы, раз в анатомии разбираешься, что стоит череп изобразить? Лики на иконах сохраняют и анатомичность и святость. Это тяжело делать. Но если сильно постараться, можно скопировать, что мы и видим. А череп не часто изображают на иконах. Получился, как получился. Там на столе вообще черти что творится с изометрией, даже фикус не спасает. А еще мило подписано солнце.

Подписаться на блог
Отправить
Поделиться
Запинить
Дальше